Менандр (Menander) 324—293 до н. э.
Брюзга (Dyskolos) - Комедия
Эта комедия в переводе имеет и другое название — «Человеконенавистник». Главный
ее персонаж, крестьянин Кнемон, в конце жизни изуверился в людях и возненавидел
буквально весь мир. Впрочем, брюзгою он был, вероятно, от рождения. Ибо жена
бросила его именно за дурной нрав.
Живет Кнемон в деревне, в Аттике, близ Афин. Обрабатывает скудное поле и растит
дочь, которую любит без памяти. Рядом живет и его пасынок Горгий, который,
несмотря на дурной нрав отчима, относится к нему хорошо.
Сострат, богатый молодой человек, случайно увидавший дочь Кнемона, влюбляется в
нее и предпринимает всевозможные попытки познакомиться с прекрасной скромной
девушкой, а заодно — и с ее нелюдимым отцом.
В начале первого действия лесной бог Пан (его пещера-святилище находится тут же,
неподалеку от дома и поля Кнемона) сообщает зрителям краткую предысторию
грядущих событий. Кстати, это именно он сделал так, что Сострат влюбился в дочь
нелюдимого брюзги.
Херея, приятель и приживал Сострата, советует влюбленному действовать
решительно. Впрочем, оказывается, что Сострат уже послал на разведку в усадьбу
Кнемона раба Пиррия, который к моменту нашего действия возвращается в панике;
Кнемон прогнал его самым недвусмысленным образом, забросав землей и камнями...
На сцене появляется Кнемон, не замечая присутствующих, и говорит сам себе: «Ну,
разве не был счастлив, и вдвойне притом, / Персей? Во-первых, обладая крыльями,
/ Он ото всех, кто землю топчет, скрыться мог. / А во-вторых, любого, кто в
докуку был, / Мог в камень обратить. Вот если б мне теперь / Такой же дар! Лишь
каменные статуи / Кругом стояли молча бы, куда ни глянь».
Увидев Сострата, робко стоящего неподалеку, старик произносит гневно-ироническую
тираду и уходит в дом. Тем временем на сцене появляется дочь Хнемона с кувшином.
Ее няня, черпая воду, уронила ведро в колодец. А к возвращению отца с поля вода
должна быть нагрета.
Стоящий тут же Сострат (он ни жив ни мертв от счастья и волнения) предлагает
девушке помощь: он принесет воду из источника! Предложение принято благосклонно.
Знакомство состоялось.
Присутствие Сострата обнаруживает Дав, раб Горгия. Он предупреждает хозяина:
неподалеку «пасется» некий юнец, явно «положивший глаз» на сестру Горгия. А
честные ли у него намерения — Неизвестно...
Входит Сострат. Горгий, не только порядочный и трудолюбивый, но и решительный
юноша, сперва неправильно его оценив («Сразу видно по глазам — подлец»), решает
все же побеседовать с пришельцем. И после разговора, как человек умный, понимает
свою первоначальную ошибку. Вскоре оба проникаются взаимной симпатией.
Горгий честно предупреждает влюбленного, сколь трудно будет договориться с его
отчимом — отцом девушки. Но, поразмыслив, решает помочь Сострату и дает ему ряд
советов.
Для начала, чтобы «войти в образ», богатый юноша целый день самоотверженно
отдается непривычным для него полевым работам, дабы подозрительный Кнемон решил:
Сострат — бедняк, живущий собственным трудом. Это, надеются оба юноши, хоть
немного примирит старика с мыслью о возможном замужестве любимой дочери. А в
святилище Пана родственники Сострата и он сам готовятся к торжественным
жертвоприношениям. Шум священных приготовлений (вблизи его дома!) выводит
Кнемона из себя. А когда сначала раб Гета, а затем повар Сикон стучатся к нему в
дверь с просьбой одолжить кое-какую посуду, старик окончательно приходит в
неистовство.
Вернувшийся с поля Сострат так изменился за день (загорел, от непривычного труда
сгорбился и еле передвигает ноги), что даже рабы не узнают своего хозяина. Но,
как говорится, нет худа без добра.
Возвращается с поля и Кнемон. Он ищет ведро и мотыгу (и то и другое старая
служанка Симиха уронила в колодец). Между тем Сострат и Горгий уходят в
святилище Пана. Они уже почти друзья.
Кнемон в гневе сам пытается спуститься в колодец, но гнилая веревка обрывается,
и злобный старик падает в воду. Об этом воплем возвещает выбежавшая из дому
Симиха.
Горгий понимает: настал «звездный час» Сострата! Вдвоем они вытаскивают охающего
и ругающегося Кнемона из колодца.
Но именно Сострату приписывает умный и благородный Горгий ведущую роль в
спасении сварливого старца. Кнемон начинает смягчаться и просит Горгия в
дальнейшем взять на себя заботы о замужестве сестры.
Сострат в ответ предлагает Горгию в жены свою сестру. Сначала честный юноша
пытается отказываться: «Непозволительно, / Женив тебя на собственной сестре,
твою взять в жены». Добропорядочного юношу смущает и то, что он беден, а семья
Сострата — люди богатые: «Несладко мне / Чужим добром кормиться незаслуженно. /
Свое нажить хочу».
Недоволен сперва перспективой второго «неравного брака» и Каллипид — отец
Сострата. Но в конце концов и он дает согласие на обе свадьбы.
Сдается, наконец, и Кнемон: брюзга даже соглашается, чтобы рабы отнесли его в
святилище Пана. Завершается комедия словами одного из рабов, обращенными к
зрителям: «Порадуйтесь, что старика несносного / Мы одолели, щедро нам
похлопайте, / И пусть Победа, дева благородная, / Подруга смеха, будет к нам
всегда добра». дает возможность представить следующее: Габротонон узнает Памфилу
(они встречались на том злополучном празднике Таврополий), а обиженная и
обесчещенная жена Харисия узнает его перстень и понимает: виновник ее несчастья
— собственный муж!
А Харисий пока знает лишь то, что его жена — мать незаконнорожденного ребенка. В
то же время он понимает, что и сам далеко не безупречен и не вправе столь сурово
судить Памфилу. Но тут появляется добрая Габротонон и рассказывает Харисию все,
что знает. Непутевый юноша-гуляка счастлив: у них с Памфилой есть сын!
Радостью сменяется и недовольство Смикрина: он стал счастливым дедом
пятимесячного внука! Все довольны и даже счастливы. Так благополучно, как и
положено, завершается комедия.
Ю. В. Шанин
|