Субандху (Subandhu) VII в.
Васавадатта (Vasavadatta) - Роман
Царевич Кандарпакету, сын царя Чинтамани, видит во сне незнакомую девушку и
страстно в нее влюбляется. Вместе со своим другом Макарандой он отправляется на
ее поиски. Однажды ночью, оказавшись в окрестностях гор Виндхья, он случайно
подслушивает разговор двух птиц. Одна из них, майна, упрекает другую, своего
возлюбленного попугая, в долгой отлучке и высказывает подозрение, что он изменял
ей с другой майной, с которой теперь вернулся в лес. Попугай в оправдание
рассказывает, что он побывал в городе Паталипутре, где царь Шрингарашекхара,
желая выдать свою дочь Васавадатту замуж, устроил для нее сваямвару — свадебный
обряд выбора жениха невестой. На сваямвару собралось множество царственных
соискателей, но Васавадатта всех их отвергла. Дело в том, что накануне сваямвары
она тоже видела 'bo сне прекрасного царевича, которого сразу же полюбила и
только за него решила выйти замуж. Узнав, что зовут этого царевича Кандарпакету,
она послала на его розыски свою домашнюю майну Тамалику. Желая помочь Тамалике в
ее нелегком задании, попугай прилетел с ней в горы Виндхья. Услышав рассказ
попугая, Кандарпакету вмешивается в разговор птиц, знакомится с Тамаликой, и та
передает ему устное послание Васавадатты, в котором царевна просит его поскорее
свидеться с нею. Кандарпакету и Макаранда направляются в Паталипутру и проникают
во дворец Васавадатты. Там они узнают, что царь Шрингарашекхара, не считаясь с
желанием дочери, непременно хочет выдать ее за царя духов воздуха — видьядхаров.
Тогда Кандарпакету решает бежать с Васавадаттой, и волшебный конь Маноджива
переносит их из Паталипутры обратно в горы Виндхья, где влюбленные проводят
ночь.
Проснувшись на рассвете, Кандарпакету, к своему ужасу, обнаруживает, что
Васавадатта исчезла. После долгих бесплодных поисков Кандарпакету приходит на
берег океана и в отчаянии хочет броситься в его воды. В последний момент его
удерживает от самоубийства божественный голос, обещающий ему скорую встречу с
возлюбленной. В течение нескольких месяцев Кандарпакету бродит по прибрежным
лесам, поддерживая жизнь одними плодами и кореньями, пока однажды в начале осени
не наталкивается на каменное изваяние, похожее на его любимую. В любовной тоске
Кандарпакету касается изваяния рукой, и оно становится живой Васавадаттой.
На расспросы Кандарпакету Васавадатта рассказывает, что в утро их разлуки она
пошла собрать им для еды плоды деревьев. Углубившись в лес, она неожиданно
повстречалась с расположившимся лагерем войском, и за нею погнался его
предводитель. Но тут же появилось еще одно войско — горцев-киратов, и его вождь
тоже стад преследовать Васавадатту. Оба военачальника, а вслед за ними и их
воины, ради обладания Васавадаттой вступили в сражение и полностью истребили
друг друга. Однако еще по ходу битвы они безжалостно опустошили обитель
отшельников, находящуюся поблизости, и святой глава этой обители, сочтя
Васавадатту виновницей случившегося, проклял ее, обратив в каменное изваяние.
Срок проклятия должен был кончиться — как и случилось на самом деле, — когда
изваяния коснется будущий супруг царевны.
После долгожданной и счастливой встречи Кандарпакету и Васавадатта направляются
в столицу царства Кандарпакету. Там их уже ждет Макаранда, и оба царя-отца,
Чинтамани и Шрингарашекхара, торжественно празднуют свадьбу сына и дочери,
отныне навсегда избавившихся от всех тревог и бедствий.
|