Рождение Кумары (Kumara-sambhava) -
Поэма, оставшаяся, как полагают, неоконченной и
дополненная позднее
Могучий демон Тарака, которому за совершенные им аскетические подвиги Брахма в
свое время даровал необоримую силу, устрашает и унижает небесных богов, так что
даже их царь Индра вынужден платить ему дань. Боги молят Брахму о помощи, но тот
ничем не может облегчить их участь и только предрекает, что вскоре у Шивы
родится сын, который единственный способен сокрушить Тараку. Однако у Шивы еще
нет жены, и боги предназначают ему в супруги дочь царя гор Хималая Парвати, при
рождении которой землю осыпал цветочный дождь, предвещающий благо всему миру,
озаряющую своим ликом все стороны света, совмещающую в себе все что ни есть
прекрасного на земле и на небе.
Чтобы снискать любовь Шивы, Парвати отправляется в его обитель на горе Кайласе,
где Шива предается суровому подвижничеству. Добиваясь его расположения, Парвати
преданно заботится о нем, но, погруженный в глубокое самосозерцание, Шива даже
не замечает ее усилий, бесстрастен и равнодушен к ее красоте и услужливости.
Тогда на помощь ей приходит бог любви Кама, вооруженный луком с цветочными
стрелами. С его приходом в покрытых снегом горах расцветает весна, и только
обитель Шивы чужда ликованию природы, а сам бог по-прежнему остается
неподвижным, безмолвным, глухим и к весенней прелести, и к обращенным к нему
словам любви. Кама пытается пронзить своею стрелой сердце Шивы и растопить его
холод. Но Шива мгновенно сжигает его пламенем своего третьего глаза.
Возлюбленная Камы Рати горько рыдает над горсткой пепла, оставшейся от ее
супруга. Она готова покончить с собою, разведя погребальный костер, и только
голос с неба, возвещающий ей, что Кама возродится, как только Шива обретет
счастье любви, удерживает ее от исполнения своего намерения.
После сожжения Камы удрученная безуспешностью своих стараний Парвати
возвращается в отчий дом. Сетуя на бессилие своей красоты, она надеется, что
только умерщвление плоти поможет ей достичь поставленной цели. Переодевшись в
грубое платье из лыка, питаясь только лучами луны и дождевой водой, она
предается, подобно Шиве, жестокой аскезе. Спустя какое-то время к ней приходит
молодой отшельник и пытается отговорить от изнуряющего ее подвижничества,
которого недостоин, по его словам, жестокий, отталкивающий своим равнодушием и
безобразием Шива. Парвати в негодовании отвечает страстной хвалой Шиве,
единственному, кому принадлежат ее сердце и помыслы. Незнакомец исчезает, и
вместо него появляется сам Шива, великий бог, который принял облик молодого
отшельника, чтобы испытать глубину чувств Парвати. Убедившись в ее преданности,
Шива готов теперь стать ей любящим супругом и слугою.
Он посылает сватами к отцу Парвати Хималаю семерых божественных мудрецов — риши.
Тот назначает свадьбу на четвертый день после их прибытия, и к ней радостно
готовятся жених и невеста. В свадебной церемонии принимают участие Брахма,
Вишну, Индра, бог солнца Сурья, ее оглашают чудесным пением небесные певцы —
гандхарвы, украшают чарующим танцем небесные девы — апсары. Шива и Парвати
восходят на золотой трон, богиня счастья и красоты Лакшми осеняет их небесным
лотосом, богиня мудрости и красноречия Сарасвати произносит искусно составленное
благословение.
Медовый месяц Парвати и Шива проводят во дворце царя Хималая, затем отправляются
на гору Кайласу и, наконец, уединяются в чудесном лесу Гандхамадане. Терпеливо и
нежно обучает Шива застенчивую Парвати искусству любовной ласки, и в любовных
утехах для них как одна-единственная ночь проходят сто пятьдесят времен года,
или двадцать пять лет. Плодом их великой любви и должно стать рождение Кумары,
бога войны, известного также под именами Сканды и Карттикеи.