Гесиод (Hesiodos) ок. 700 до н. э.
Феогония, или О происхождении богов (Theogonia) - Поэма
Все знают: греческая мифология — это прежде всего очень много имен. Это для нас;
а для самих греков их было еще больше. Почти в каждом городке или селе были свои
местные божества; и даже про тех, которые были общими, в каждом городе
рассказывали по-своему. Кто всю жизнь жил на одном месте и мало что знал о
других, тех это мало беспокоило. Но кто часто переходил из города в город и из
области в область, как, например, бродячие певцы, тем от этого было много
неудобств. Чтобы петь, упоминая множество богов и героев, нужно было согласовать
местные предания и хотя бы договориться о том, кто кому сын и кто кому муж. А
чтобы лучше запомнить — изложить эти родословные складными стихами и сказать,
будто эти стихи продиктованы самими Музами, богинями разума, слова и песни.
Это и сделал певец Гесиод из-под Витой Горы — Геликона, где будто бы Музы водят
свои хороводы. Из этого и получилась поэма «феогония» (или «Теогония»), что
по-гречески значит «О происхождении богов» — от самого начала мироздания и до
тех пор, когда от бессмертных богов стали рождаться смертные герои. На тридцати
страницах здесь названы и связаны друг с другом больше трехсот имен. Все они
укладываются в три мифологические эпохи: когда правили древнейшие боги во главе
с Ураном; когда правили старшие боги — Титаны во главе с Кроном; и когда стали
править и правят младшие боги — Олимпийцы во главе с Зевсом.
Вначале был Хаос («зияние»), в котором все было слито и ничто не разделено.
Потом из него родились Ночь, Земля-Гея и Подземелье-Тартар. Потом от Ночи
родился День, а от Земли-Геи — Небо-Уран и Море-Понт. Небо-Уран и Гея-Земля
стали первыми богами: звездное Небо лежало на широкой
Земле и оплодотворяло ее. А вокруг клубились первые порождения богов — то
призрачные, то чудовищные.
От Ночи родились Смерть, Сон, Скорбь, Труд, Ложь, Месть, Казнь, а самое главное
— Рок: три богини Мойры («Доли»), которые каждому человеку отмеривают жизнь и
определяют несчастье и счастье. От Моря родились старший- морской бог, добрый
Нерей, два его брата и две сестры, а от них — много-много чудовищ. Это Горгоны,
убивающие взглядом; Гарпии, похищающие людские души; подземная Эхидна — спереди
дева, сзади змея; огнедышащая Химера — «спереди лев, сзади дракон и коза
серединой»; коварная Сфинкс, женщина-львица, губившая людей хитрыми загадками;
трехтелый великан Герион; многоглавый адский пес Кербер и многоглавая болотная
змея Гидра; крылатый конь Пегас и еще многие другие. Даже у Геи и Урана первые
порождения были чудовищны: трое сторуких бойцов и трое одноглазых кузнецов —
Киклопов, жители черного подземелья — Тартара.
Но главными были не они. Главными были Титаны — двенадцать сыновей и дочерей
Урана и Геи. Уран боялся, что они его свергнут, и не позволял им родиться. Один
за другим они вздували чрево матери-Земли, и вот ей стало невмоготу. «Из седого
железа» она сковала волшебный серп и дала его детям; и когда Уран вновь захотел
соединиться с ней, то самый младший и хитрый из Титанов, по имени Крон, отсек
ему детородный член. С проклятием Уран отпрянул в вышину, а отрубленный член его
пал в море, взбил белую пену, и из этой пены вышла на
берег богиня любви и желания Афродита — «Пенная».
Началось второе царство — царство Титанов: Крона и его братьев с сестрами.
Одного из них звали Океан, он породнился со старым Нереем, и от него родились
все на свете ручьи и реки. Другого звали Гиперион, от него родились
Солнце-Гелиос, Луна-Селена и Заря-Эос, а от Зари — ветры и звезды. Третьего
звали Иапет, от него родились могучий Атлант, который стоит на западе земли и
держит небо на плечах, и мудрый Прометей, который прикован к столбу на востоке
земли, а за что — об этом будет речь дальше. Но главным был Крон, и владычество
его было тревожным.
Крон тоже боялся, что рожденные им дети его свергнут. От сестры его Реи у него
было три дочери и три сына, и каждого новорожденного он отнимал у нее и
проглатывал заживо. Только младшего, по имени Зевс, она решила спасти. Крону она
дала проглотить большой камень, завернутый в пеленки, а Зевса скрыла в пещере на
острове Крите. Там он и вырос, а выросши, хитростью заставил Крона изрыгнуть
своих братьев и сестер. Старшие боги — Титаны и младшие боги — Олимпийцы сошлись
в борьбе. «Море взревело, земля застонала и ахнуло небо». Олимпийцы освободили
из Тартара бойцов — Сторуких и кузнецов — Киклопов; первые ударили в Титанов
каменьями в три сотни рук, а вторые сковали Зевсу гром и молнию, и против этого
Титаны выстоять не могли. Теперь их самих заточили в Тартар, в самую глубь:
сколько от неба до земли, столько и от земли до Тартара. Сторукие стали на
страже, а Зевс-громовержец с братьями принял власть над миром.
Началось третье царство — царство Олимпийцев. Зевс взял в удел небо с
поднебесной горой Олимпом; брат его Посейдон — море, где ему подчинились и Нерей
и Океан; третий брат, Аид, — подземное царство мертвых. Сестра их Гера стала
женою Зевса и родила ему дикого Ареса, бога войны, хромого Гефеста,
бога-кузнеца, и светлую Гебу, богиню юности. Сестра Деметра, богиня пахотной
земли, родила Зевсу дочь Персефону; ее похитил Аид, и она стала подземной
царицей. Третья сестра, Гестия, богиня домашнего очага, осталась девственной.
Зевсу тоже грозила опасность быть свергнутым: старые Гея и
Уран предупредили его, что дочь Океана, Метида-Мудрость, должна родить
дочь умнее всех и сына сильнее всех. Зевс соединился с нею, а потом проглотил
ее, как когда-то Крон глотал его братьев. Дочь умнее всех родилась из головы
Зевса: это была Афина, богиня разума, труда и войны. А сын сильнее всех так и
остался нерожденным. От другой из дочерей Титанов у Зевса родились близнецы
Аполлон и Артемида: она — охотница, он — пастух, а также целитель, а также
прорицатель. От третьей у Зевса родился Гермес, сторож перекрестков, покровитель
дорожных путников и торговцев. Еще от одной родились три Оры — богини порядка;
еще от одной — три Хариты, богини красоты; еще от одной — девять Муз, богинь
разума, слова и песни, с которых начинался этот рассказ. Гермес изобрел струнную
лиру, Аполлон играет на ней, а Музы водят вокруг него хоровод.
Двое сыновей Зевса рождены были от смертных женщин, но все же взошли на Олимп и
стали богами. Это Геракл, любимый его сын, который обошел всю землю, освобождая
ее от злых чудовищ: это он победил и Гидру, и Гериона, и Кербера, и других. И
это Дионис, который тоже обошел всю землю, творя чудеса, обучая людей сажать
виноград и приготовлять вино и вразумляя их, когда пить в меру, а когда без
удержу.
А откуда взялись на свете сами смертные люди, Гесиод не говорит: может быть, из
скал или деревьев. Боги их сперва не любили, но им помог выжить Прометей. Люди
должны были чтить богов, принося им в жертву часть своей еды. Прометей устроил
хитрый дележ: зарезал быка, положил отдельно кости, прикрытые жиром, и мясо,
прикрытое желудком и кожею, и предложил Зевсу выбрать долю богам и долю людям.
Зевс обманулся, выбрал кости и со зла решил не давать людям огня для
приготовления мяса. Тогда Прометей сам похитил огонь на Олимпе и принес его
людям в пустом тростнике. За это Зевс наказал и его и людей. Людям он сотворил,
«на горе мужчинам», первую женщину, Пандору, и от женщин, как известно, пошло на
свете очень много худого. А Прометея, как сказано, он приковал к столбу на
востоке земли и наслал орла каждый день выклевывать у него печень. Только много
веков спустя Зевс позволил Гераклу в его странствиях застрелить этого орла и
освободить Прометея. Но оказалось, что люди богам нужнее,
чем боги это думали. Богам предстояла еще одна борьба — с Гигантами, младшими
сынами Геи-Земли, рожденными из капель Урановой крови. И было суждено, что боги
победят их, только если им поможет хотя бы один человек. Значит, нужно было
родить таких могучих людей, которые могли бы помочь богам. Вот тогда-то и стали
боги сходить к смертным женщинам, а богини рождать от смертных мужчин. Так
родилось племя героев; лучшим из них был Геракл, он и спас богов в войне с
Гигантами. А потом это племя погибло в Фиванской войне и Троянской войне. Но до
этого Гесиод не дописал: рассказ его обрывается в самом начале героического
века. «Феогонии», родословию богов, здесь конец.
М. Л. Гаспаров
|