Аристофан (Aristophanes) ок. 445—386 до н. э.
Всадники (Hippes) - Комедия (424 до н. э.)
Всадники — это не просто конники: так называлось в Афинах целое сословие — те, у
кого хватало денег, чтобы держать боевого коня. Это были люди состоятельные,
имели за городом небольшие поместья, жили доходом с них и хотели, чтобы Афины
были мирным замкнутым сельскохозяйственным государством.
Поэт Аристофан хотел мира; поэтому-то он и сделал всадников хором своей комедии.
Они выступали двумя полухориями и, чтобы было смешнее, скакали на игрушечных
деревянных лошадках. А перед ними актеры разыгрывали шутовскую пародию на
афинскую политическую жизнь. Хозяин государства — старик Народ, дряхлый, ленивый
и выживший из ума, а его обхаживают и улещают хитрые политиканы-демагоги: кто
угодливее, тот и сильнее. На сцене их четверо: двух зовут настоящими именами,
Никий и Демосфен, третьего зовут Кожевник (настоящее имя ему Клеон), а
четвертого зовут Колбасник (этого главного героя Аристофан выдумал сам).
Для мирной агитации время было трудное. Никий и Демосфен (не комедийные, а
настоящие афинские полководцы; не путайте этого Демосфена с одноименным
знаменитым оратором, который жил на сто лет позже) только что возле города
Пилоса взяли в окружение большое спартанское войско, но разбить и захватить в
плен его не могли. Они предлагали воспользоваться этим для заключения выгодного
мира. А противник их Клеон (он и вправду был ремесленником-кожевником) требовал
добить врага и продолжать войну до победы. Тогда враги Клеона предложили ему
самому принять командование — в надежде, что он, никогда не воевавший, потерпит
поражение и сойдет со сцены. Но случилась неожиданность: Клеон одержал при
Пилосе победу, привел спартанских пленников в Афины, и после этого от него в
политике уже совсем не стало проходу: кто бы ни пытался спорить с Клеоном и
обличать его, тому сразу напоминали: «А Пилос? а Пилос?» — и приходилось
умолкать. И вот Аристофан взял на себя немыслимую задачу: пересмеять этот
«Пилос», чтобы при любом упоминании этого слова афиняне вспоминали не Клеонову
победу, а Аристофановы шутки и не гордились бы, а хохотали.
Итак, на сцене — дом хозяина Народа, а перед домом сидят и горюют два его
раба-прислужника, Никий и Демосфен: были они у хозяина в милости, а теперь их
оттер новый раб, негодяй кожевник, Они двое заварили славную кашу в Пилосе, а он
выхватил ее у них из-под носа и поднес Народу. Тот хлебает, а кожевнику бросает
все лакомые кусочки. Что делать? Посмотрим в древних предсказаниях! Война —
время тревожное, суеверное, люди во множестве вспоминали (или выдумывали)
старинные темные пророчества и толковали их применительно к нынешним
обстоятельствам. Пока кожевник спит, украдем у него из-под подушки самое главное
пророчество! Украли; там написано: «Худшее побеждается только худшим: будет в
Афинах канатчик, а хуже его скотовод, а хуже его кожевник, а хуже его
колбасник». Политик-канатчик и политик-скотовод уже побывали у власти; теперь
стоит кожевник; надо искать колбасника.
Вот и колбасник с мясным лотком. «Ты ученый?» — «Только колотушками». — «Чему
учился?» — «Красть и отпираться». — «Чем живешь?» — «И передом, и задом, и
колбасами». — «О, спаситель наш! Видишь вот этот народ в театре? Хочешь над ними
всеми быть правителем? Вертеть Советом, орать в собрании, пить и блудить на
казенный счет? Одной ногой стоять на Азии, другой на Африке?» — «Да я низкого
рода!» — «Тем лучше!» — «Да я почти неграмотен!» — «То-то и хорошо!» — «А что
надо делать?» — «То же, что и с колбасами: покруче замешивай, покрепче
подсаливай, польстивей подслащивай, погромче выкликивай». — «А кто поможет?» —
«Всадники!» На деревянных лошадках на сцену въезжают всадники, преследуя
Клеона-кожевника. «Вот твой враг: превзойди его бахвальством, и отечество —
твое!»
Начинается состязание в бахвальстве, перемежаемое драками. «Ты кожевник, ты
мошенник, все твои подметки — гниль!» — «А зато я целый Пилос проглотил одним
глотком!» — «Но сперва набил утробу всей афинскою казной!» — «Сам колбасник, сам
кишочник, сам объедки воровал!» — «Как ни силься, как ни дуйся, все равно
перекричу!» Хор комментирует, подзуживает, поминает добрые нравы отцов и
нахваливает гражданам лучшие намерения поэта Аристофана: были и раньше хорошие
сочинители комедий, но один стар, другой пьян, а вот этого стоит послушать. Так
полагалось во всех старинных комедиях.
Но это — присказка, главное впереди. На шум из дома заплетающейся походкой
выходит старый Народ: кто из соперников больше его любит? «Если я тебя не люблю,
пусть меня раскроят на ремни!» — кричит кожевник. «А меня пусть нарубят на
фарш!» — кричит колбасник. «Я хочу твоим Афинам власти над всей Грецией!» —
«Чтобы ты, Народ, страдал в походах, а он наживался от каждой добычи!» —
«Вспомни, Народ, от скольких заговоров я тебя спас!» — «Не верь ему, это сам он
мутил воду, чтобы рыбку половить!» — «Вот тебе моя овчина греть старые кости!» —
«А вот тебе подушечка под зад, который ты натер, гребя при Саламине!» — «У меня
для тебя целый сундук благих пророчеств!» — «А у меня целый сарай!» Один за
другим читают эти пророчества — высокопарный набор бессмысленных слов —' и один
за другим их толкуют самым фантастическим образом: каждый на пользу себе и во
зло противнику. Конечно, у колбасника это получается гораздо интересней. Когда
кончаются пророчества, в ход идут общеизвестные поговорки — и тоже с самыми
неожиданными толкованиями на злобу дня. Наконец дело доходит до присловья:
«Есть, кроме Пилоса, Пилос, но есть еще Пилос и третий!» (в Греции действительно
было три города под таким названием), следует куча непереводимых каламбуров на
слово «Пилос». И готово — цель Аристофана достигнута, уже ни один из зрителей не
вспомнит этот Клеонов «Пилос» без веселого хохота. «Вот тебе, Народ, от меня
похлебка!» — «А от меня каша!» — «А от меня пирог!» — «А от меня вино!» — «А от
меня жаркое!» — «Ой, кожевник, погляди-ка, вон деньги несут, поживиться можно!»
— «Где? где?» Кожевник бросается искать деньги, колбасник подхватывает его
жаркое и подносит от себя. «Ах ты, негодяй, чужое от себя подносишь!» — «А не
так ли ты и Пилос себе присвоил после Никия и Демосфена?» — «Не важно, кто
зажарил, — честь поднесшему!» — провозглашает Народ. Кожевника гонят в шею,
колбасника провозглашают главным советником Народа. Хор подпевает всему этому
куплетами во славу Народа и в поношение такого-то развратника, и такого-то
труса, и такого-то казнокрада, всех — под собственными именами.
Развязка — сказочная. Был миф о колдунье Медее, которая бросала старика в котел
с зельями, и старик выходил оттуда молодым человеком. Вот так за сценою и
колбасник бросает старый Народ в кипящий котел, и тот выходит оттуда молодым и
цветущим. Они шествуют по сцене, и Народ величественно объявляет, как теперь
хорошо будет житься хорошим людям и как поделом поплатятся дурные (и такой-то, и
такой-то, и такой-то), а хор радуется, что возвращаются старые добрые времена,
когда все жили привольно, мирно и сытно.
М.. А. Гаспаров
|