Чжэн Тинъюй ? - ок. 1330
Знак «терпение» (Монах с мешком пишет знак «терпение») - Китайская классическая
драма Эпоха Юань (ХIII-XIV вв.)
Во время проповеди Будды один из святых архатов предался суетным мечтаниям. За
это полагались адские муки, но Будда милосердно отправил провинившегося на
землю, чтобы тот возродился в человеческом облике. Теперь его зовут Лю Цзюньцзо,
он нестоек в вере, может отклониться от праведного пути. Дабы наставить его,
послан будда Милэ в образе Монаха с мешком. Кроме того, еще один вероучитель в
облике человека по имени Лю Девятый отправлен для того, чтобы побудить Лю
Цзюньцзо уйти в монастырь, воспринять учение Большой колесницы, отрешиться от
вина, похоти, жадности и гнева. Тогда исполнится срок его искуса.
Лю Цзюньцзо — самый богатый человек в городе, но отличается неимоверной
скупостью. В холодный снежный день у ворот его дома замерзает голодный бедняк.
Обычно не жалостливый богач, к собственному удивлению, проникается жалостью к
несчастному, приглашает его в дом, обогревает и расспрашивает. Обнаруживается,
что незнакомец тоже носит фамилию Аю и тоже родом из Лояна. Лю Цзюньцзо
предлагает бедняку побрататься и доверяет управление своей закладной лавкой.
Проходит полгода. Принятый в семью богача младшим братом Лю Цзюньцзо исправно
заменяет хозяина в закладной лавке: ссужает деньгами, собирает долги. В день
рождения благодетеля он решает пригласить его на пир, но, зная скупость
названого братца, уверяет, что все угощение и вино приподнесены родными,
друзьями и соседями. На даровое празднество Лю Цзюньцзо с радостью соглашается.
В это время появляется Монах с мешком. Он пытается убедить Лю Цзюньцзо в
собственной святости, но тот не верит. Тогда Монах рисует ему на ладони иероглиф
«терпение». Это одна из заповедей буддизма, отвращающая от мирских помыслов.
Однако терпение не входит в число добродетелей Лю. Когда святой вероучитель в
облике попрошайки Лю Девятого просит у него денег, он бьет его, и тот умирает.
Богач в ужасе, что сделался убийцей. Младший брат обещает взять вину на себя.
Тут возвращается Монах. Он обещает вернуть убитого к жизни, если Лю Цзюньцзо, не
сохранивший предписанного ему терпения, пойдет монастырь.
Лю соглашается, но потом просит разрешения жить монахом в хижине в саду за своим
домом — ему жаль покидать жену и детишек. Все домашние дела он перепоручает
побратиму. Сам он трижды в день ест постное и читает молитвы. Однажды от
собственного ребенка он узнает, что в его отсутствие жена что ни день пьет вино
и милуется с названым братом. Затворника охватывает гнев. Он решает отомстить,
тайком проникает в дом, но вместо ожидаемого любовника обнаруживает за пологом
Монаха с мешком. Монах велит Лю терпеть и требует, чтобы тот шел с ним в
монастырь, поскольку не сумел жить дома монахом.
В монастыре он слушает наставления, но думы его постоянно возвращаются домой: он
скучает без жены и детей, беспокоится об оставленном богатстве. Настоятель —
бедный инок Динхуай — внушает, что терпение превыше всего. Необходимо очистить
сердце, избавиться от желания и молиться. Но его проповедь не доходит до
послушника. К Цзюньцзо по воле наставника приходят его жена и дети. На каждом из
них он видит знак «терпение». Потом замечает монаха с двумя женщинами и двумя
детьми. Настоятель уверяет, что это первая и вторая жены учителя. Лю Цзюньцзо в
гневе покидает монастырь. Он считает, что его обманули: говорили о святости, а
сами преспокойно живут с женами.
Он отправляется домой, а дорогой заворачивает на кладбище навестить могилы
предков. Кладбище выглядит непривычно разросшимся. Из разговора со стариком,
которого он встречает возле родовых могил, выясняется, что Лю отсутствовал не
три месяца, а сто лет. Старик — его внук. Сам Лю вовсе не постарел, и это
заслуга Будды. Тут появляется монах, от которого Цзюньцзо узнает, что в
предыдущем рождении был архатом со святых небес, за прегрешения низвергнутым на
землю. Вся его родня — тоже святые. Монах признается, что тоже не простой монах,
а будда Милэ. С молитвенным возгласом на устах Лю падает перед ним ниц.
|