Ипполит (Hippolytos) - Трагедия (428 до я. э.)
В древних Афинах правил царь Тесей. Как у Геракла, у него было два отца —
земной, царь Эгей, и небесный, бог Посейдон. Главный свой подвиг он совершил на
острове Крите: убил в лабиринте чудовищного Минотавра и освободил Афины от дани
ему. Помощницей ему была критская царевна Ариадна: она дала ему нить, следуя
которой он вышел из лабиринта. Ариадну он обещал взять в жены, но ее потребовал
для себя бог Дионис, и за это Тесея возненавидела богиня любви Афродита.
Второй женой Тесея была воительница-амазонка; она погибла в
бою, а Тесею оставила сына Ипполита. Сын амазонки, он не считался законным и
воспитывался не в Афинах, а в соседнем городе Трезене. Амазонки не желали знать
мужчин — Ипполит не желал знать женщин. Он называл себя служителем девственной
богини-охотницы Артемиды, посвященным в подземные таинства, о которых рассказал
людям певец Орфей: человек должен быть чист, и тогда за гробом он обретет
блаженство. И за это его тоже возненавидела богиня любви Афродита.
Третьей женой Тесея была Федра, тоже с Крита, младшая сестра Ариадны. Тесей взял
ее в жены, чтобы иметь законных детей-наследников. И здесь начинается месть
Афродиты. Федра увидела своего пасынка Ипполита и влюбилась в него смертной
любовью. Поначалу она одолевала свою страсть: Ипполита не было рядом, он был в
Трезене. Но случилось так, что Тесей убил восставших на него родственников и
должен был на год удалиться в изгнание; вместе с Федрой он переехал в тот же
Трезен. Здесь любовь мачехи к пасынку вспыхнула вновь; Федра обезумела от нее,
заболела, слегла, и никто не мог понять, что с царицей. Тесей уехал к оракулу; в
его отсутствие и произошла трагедия.
Собственно, Еврипид написал об этом две трагедии. Первая не сохранилась. В ней
Федра сама открывалась в любви Ипполиту, Ипполит в ужасе отвергал ее, и тогда
Федра клеветала на Ипполита вернувшемуся Тесею: будто бы это пасынок влюбился в
нее и хотел ее обесчестить. Ипполит погибал, но правда открывалась, и только
тогда Федра решалась покончить с собой. Именно этот рассказ лучше всего
запомнило потомство. Но афинянам он не понравился: слишком бесстыдной и злой
оказывалась здесь Федра. Тогда Еврипид сочинил об Ипполите вторую трагедию — и
она перед нами.
Начинается трагедия монологом Афродиты: боги карают гордецов, и она покарает
гордеца Ипполита, гнушающегося любовью. Вот он, Ипполит, с песней в честь
девственной Артемиды на устах: он радостен и не знает, что сегодня же на него
обрушится кара. Афродита исчезает, Ипполит выходит с венком в руках и посвящает
его Артемиде — «чистой от чистого». «Почему ты не чтишь и Афродиту?» —
спрашивает его старый раб. «Чту, но издали: ночные боги мне не по сердцу», —
отвечает Ипполит. Он уходит, а раб молится за него Афродите: «Прости его
юношескую надменность: на то вы, боги, и мудры, чтобы прощать». Но Афродита не
простит.
Входит хор трезенских женщин: до них дошел слух, что царица Федра больна и
бредит. Отчего? Гнев богов, злая ревность, дурная весть? Навстречу им выносят
Федру, мечущуюся на ложе, с нею старая кормилица. Федра бредит: «В горы бы на
охоту! на цветочный Артемидин луг! на прибрежное конское ристалище» — все это
Ипполитовы места. Кормилица уговаривает: «Очнись, откройся, пожалей если не
себя, то детей: если умрешь — не они будут царствовать, а Ипполит». Федра
вздрагивает: «Не называй этого имени!» Слово за слово: «причина болезни —
любовь»; «причина любви — Ипполит»;
«спасение одно — смерть». Кормилица выступает против: «Любовь — всесветный
закон; противиться любви — бесплодная гордыня; а от всякой болезни есть
лекарство». Федра понимает это слово буквально: может быть, кормилица знает
какое-нибудь целительное зелье? Кормилица уходит; хор поет: «О, да минет меня
Эрот!»
Из-за сцены — шум: Федра слышит голоса кормилицы и Ипполита. Нет, речь была не о
зелье, речь была о любви Ипполита: кормилица все ему открыла — и напрасно. Вот
они выходят на сцену, он в негодовании, она молит об одном: «Только ни слова
никому, ты ведь поклялся!» — «Язык мой клялся, душа моя ни при чем», — отвечает
Ипполит. Он произносит жестокое обличение женщин: «О если бы можно было без
женщин продолжать свой род! Муж тратится на свадьбу, муж принимает
свойственников, глупая жена тяжка, умная жена опасна, — я сдержу клятву
молчания, но я проклинаю вас!» Он уходит; Федра в отчаянии клеймит кормилицу:
«Проклятие тебе! смертью я хотела спастись от бесчестья; теперь вижу, что и
смертью от него не спастись. Осталось одно, последнее средство», — и она уходит,
не называя его. Это средство — возвести на Ипполита вину перед отцом. Хор поет:
«Ужасен этот мир! бежать бы из него, бежать бы!»
Из-за сцены — плач: Федра в петле, Федра скончалась! На сцене — тревога:
является Тесей, он в ужасе от неожиданного бедствия. Дворец распахивается, над
телом Федры начинается общий плач, Но отчего она покончила с собой? В руке у нее
— писчие дощечки;
Тесей читает их, и ужас его — еще больше. Оказывается, это Ипполит, преступный
пасынок, посягнул на ее ложе, и она, не в силах снести бесчестья, наложила на
себя руки. «Отче Посейдон! — восклицает Тесей. — Ты когда-то обещал мне
исполнить три моих желания, — вот последнее из них: накажи Ипполита, пусть не
переживет он этого дня!»
Появляется Ипполит; он тоже поражен видом мертвой Федры, но еще больше —
упреками, которые обрушивает на него отец. «О, почему нам не дано распознавать
ложь по звуку! — кричит Тесей. — Сыновья — лживее отцов, а внуки — сыновей;
скоро на земле не хватит места преступникам.» Ложь — твоя святость, ложь — твоя
чистота, и вот — твоя обличительница. Прочь с глаз моих — ступай в изгнание!» —
«Боги и люди знают — я всегда был чист; вот тебе моя клятва, а об иных
оправданиях я молчу, — отвечает Ипполит. — Ни похоть меня не толкала к
Федре-мачехе, ни тщеславие — к Федре-царице. Вижу я: неправая из дела вышла
чистой, а чистого и правда не спасла. Казни меня, если хочешь». — «Нет, смерть
была бы тебе милостью — ступай в изгнание!» — «Прости, Артемида, прости, Трезен,
простите, Афины! не было у вас человека чище сердцем, чем я». Ипполит уходит;
хор поет: «Судьба переменчива, жизнь страшна; не дай мне бог знать жестокие
мировые законы!»
Проклятие сбывается: приходит вестник. Ипполит на колеснице выехал из Трезена
тропой меж скал и берегом моря. «Не хочу я жить преступником, — взывал он богам,
— а хочу лишь, чтобы отец мой узнал, что он не прав, а я прав, живой или
мертвый». Тут море взревело, вскинулся вал выше горизонта, из вала встало
чудище, как морской бык; кони шарахнулись и понесли, колесницу ударило о скалы,
юношу поволокло по камням. Умирающего несут обратно во дворец. «Я отец ему, и я
обесчещен им, — говорит Тесей, — пусть же он не ждет от меня ни сочувствия, ни
радости».
И тут над сценой является Артемида, богиня Ипполита. «Он прав, ты не прав, —
говорит она. — Не права была и Федра, но ею двигала злая Афродита. Плачь, царь;
я делю с тобою твою скорбь». На носилках вносят Ипполита, он стонет и молит
добить его; за чьи грехи он расплачивается? Артемида наклоняется над ним с
высоты:
«Это гнев Афродиты, это она погубила Федру, а Федра Ипполита, а Ипполит
оставляет безутешным Тесея: три жертвы, одна несчастнее другой. О, как жаль, что
боги не платятся за судьбу людей! Будет горе и Афродите — у нее тоже есть
любимец охотник Адонис, и он падет от моей, Артемидиной, стрелы. А тебе,
Ипполит, будет в Трезене вечная память, и каждая девушка перед замужеством будет
приносить тебе в жертву прядь волоо. Ипполит умирает, простив отца;
хор заканчивает трагедию словами: «Будут литься потоками слезы о нем — / Если
мужа великого рок ниспроверг — / Его смерть незабвенна навеки!»
М. Л. Гаспаров