Шрихарша (Sriharsa) вторая половина XII в.
Приключения нишадхца (Naisadha-carita) -
Эпическая поэма, перелагающая легенду о Нале и Дамаянти из
«Махабхараты»
Посреди Индии в горах Виндхья расположена страна Нишадха, и владыкой ее был
благородный и великодушный царь Нала. Неподалеку от Нишадхи находилась другая
страна — Видарбха, и там у царя Бхимы родилась дочь Дамаянти, красавица, равной
которой не было ни среди богов, ни среди смертных. В окружении Налы придворные
часто славили красоту Дамаянти, в окружении Дамаянти столь же часто восхваляли
достоинства Налы, и молодые люди, еще не встретившись, полюбили друг друга.
Однажды в царском саду Нале удается поймать златоперого гуся, который обещает,
если Нала его отпустит, полететь в Видарбху и рассказать Дамаянти о его любви.
Нала отпускает гуся, и тот, выполнив свое обещание, прилетает обратно в Нишадху
и, к великой радости Налы, оповещает его об ответной любви Дамаянти.
Когда Дамаянти вошла в пору цветущей юности, царь Бхима по ее просьбе назначает
для нее сваямвару — свободный выбор жениха невестой. На сваямвару Дамаянти,
привлеченные слухом о ее красоте и прелести, поспешают не только цари из всех
пределов земли, но и многие небожители. На пути в Видарбху царь богов Индра, бог
огня Агни, владыка вод Варуна и бог смерти Яма встречают Налу и просят его быть
их посланцем, который предложил бы Дамаянти выбрать себе в мужья кого-либо из
них четверых. Как ни горько Нале принять на себя такое поручение, из чувства
почтения к богам он добросовестно его исполняет. Однако Дамаянти, выслушав
нишадхца, утешает его признанием, что он ей дорог больше любого бога и она
выберет в женихи только его. Божественным зрением проникнув в намерения
Дамаянти, Индра, Агни, Варуна и Яма — каждый принимает на сваямваре облик Налы,
и Дамаянти, поскольку царь Нишадхи и сам стоит рядом с богами, приходится
выбирать между пятью Налами. Сердце подсказывает ей правильное решение: она
отличает богов по их немигающему взору, по невянущим цветочным венкам, по
незапыленным ногам, не касающимся земли, и решительно указывает на истинного
Налу — в увядшем венке, покрытого пылью и потом. Все соискатели руки Дамаянти, и
боги, и цари, признают ее выбор, восхваляют глубину ее чувства, преподносят
жениху и невесте богатые дары; и только злой дух Кали, также явившийся на
сваямвару, проникается ненавистью к Нале и клянется ему отомстить. Впрочем,
рассказ о мести Кали: его вселении в душу Налы, проигрыше Налой царства и всего,
что ему принадлежит, во время игры в кости, его безумии и скитаниях по лесу,
разлуке с Дамаянти и воссоединении с нею лишь после многих бедствий и страданий
— рассказ, подробно поведанный в «Махабхарате», — остается вне рамок поэмы
Шрихарши. Она в отличие от «Махабхараты» заканчивается описанием торжественной
свадьбы Налы и Дамаянти и их счастливой любви.