Роман о Розе (Roman de la Rose)
Гийом де Лоррис (Guillaume de Lorris) 1205-124 Автор 1-й части поэмы (ок. 1230 —
1240)
Жан де Мен (Jean de Meun) ок. 1250 — 1305 Автор 2-й части поэмы (ок. 1275—1280)
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
Поэт видит во сне, как он ранним майским утром, гуляя, выходит за город, чтобы
послушать пение соловья и жаворонка, и оказывается перед неприступными стенами,
которые окружают таинственный сад. На стенах он видит изображения различных
фигур, которые символизируют Ненависть, Измену, Корыстолюбие, Скупость, Зависть,
Уныние, Старость, Время, Лицемерие и Бедность. Они преграждают ему дорогу в сад,
но Беззаботность, подруга Утехи, впускает его туда через узенькую дверцу. Войдя
в сад, он видит хоровод, который ведет Веселье, а среди танцующих узнает
Красоту, Богатство, Щедрость, Великодушие, Любезность и Юность. Он очарован: его
окружают прекрасные цветы и деревья, сказочные птицы оглашают сад любви
сладкозвучным пением, всюду царит радость и беззаботное веселье. Гуляя по саду,
он приходит к источнику Нарцисса, в котором видит зеркальное отражение всего
сада и прекрасные розы. Остановившись перед нераспустившейся розой, он
погружается в созерцание. В это время Амур, вооруженный луком и стрелами,
который все это время следовал за юношей, куда бы тот ни шел, ранит его пятью
стрелами, имена которых — Красота, Простота, Любезность, Радушие и Миловидность.
Пронзенный стрелами Амура, юноша, пылая нежной страстью, объявляет себя вассалом
Любви. Амур поучает его, как он должен себя вести, чтобы добиться расположения
любимой: ему необходимо отречься от всего низменного, всецело предаться служению
даме сердца, выказывать верность и щедрость, а также следить за своей внешностью
и манерами. Затем Амур отмыкает своим ключом сердце юноши и знакомит его с
посланцами любви: бедами и благами. Блага любви — это Надежда, Сладостная Мысль,
Сладкоречие, Сладостный Взор.
Ободренный Благосклонным Приемом, влюбленный приближается к Розе, но он слишком
пылок, и его необдуманное поведение приводит к тому, что появляются стражи Розы:
Сопротивление, Страх и Стыд, которые преграждают ему путь. Ослепленный страстью,
юноша упрямо пытается добиться взаимности любимой, не слушаясь советов Разума,
который, наблюдая за ним со своей высокой башни, призывает к умеренности и
воздержанности. Друг подсказывает влюбленному, как утихомирить стражей, а Амур
посылает ему на помощь Великодушие и Жалость. Но когда стражи умиротворены и
Сопротивление наконец сломлено, на пути юноши встает Целомудренность. Тогда в
дело вмешивается Венера, и благодаря ее содействию влюбленному удается
поцеловать Розу. Это вызывает гнев стражей: Злоязычие призывает Ревность, они
пробуждают Сопротивление и возводят вокруг Розы неприступный замок, в стены
которого заключают Благосклонный Прием. Юноша сетует на непостоянство Амура и
Фортуны и оплакивает свою горькую участь.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ
Слово берет Разум: он осуждает пылкого юношу за то, что тот поддался любовной
страсти, предостерегает его от лживости и коварства женщин. Лишь по причине
своей юности и неопытности влюбленному прощается его легкомысленное поведение.
Разум объясняет ему, что любовь по самой своей природе служит цели сохранения и
воспроизведения человеческого рода, а сопутствующие ей чувственные радости не
должны становиться самоцелью. Однако в этом падшем мире, подверженном порокам и
страстям, не сама любовь, а лишь любовные наслаждения привлекают к себе
большинство мужчин и женщин. Необходимо стремиться к наивысшей любви, а это —
любовь к ближнему.
Влюбленный разочарован речами Разума и не внемлет его советам. Он обращается за
помощью к Богатству и просит его освободить из заточения Благосклонный Прием. Но
Богатство с негодованием отказывается, ибо Благосклонный Прием никогда не уделял
ему внимания.
Тогда Любовь сама решает взять приступом стены замка. Среди ее приближенных
присутствуют Скрытность и Притворство, которые пользуются при дворе Любви
большим влиянием. Притворство рассказывает Любви о том, как можно добиться цели,
действуя лишь обманом и лестью. Друг также убеждает юношу в том, что Скрытность
и Притворство — наилучшие союзницы Любви, и он соглашается с ним.
Тем временем Амур собирает войско, чтобы взять штурмом замок. Желая заручиться
поддержкой своей матери, Венеры, он посылает к ней Великодушие и Сладостный
Взор. В воздушной колеснице, запряженной стаей голубок, Венера спешит на помощь.
Она возмущена тем, что Целомудренность препятствует сближению юноши с Розой, и
обещает, что отныне не потерпит, чтобы женщины столь ревностно хранили
целомудрие.
Под предводительством Притворства войско Амура захватывает замок: Злоязычие
побеждено, Благосклонный Прием освобожден из плена. Но когда влюбленный
собирается сорвать Розу, вновь ему препятствуют Сопротивление, Стыд и Страх.
Все это время Природа в неустанных заботах о сохранении жизни трудится в своей
кузнице. В исповеди перед Гением Природа говорит о том, что все в этом мире
подчинено ее законам. Только люди в погоне за преходящими плотскими радостями
зачастую пренебрегают одной из ее важнейших заповедей: плодитесь и
размножайтесь. Гений отправляется к войску Любви и передает всем жалобы Природы.
Амур облачает Гения в священнические одежды, вручает ему перстень, посох и
митру, а Венера дает ему зажженную свечу. Все войско, перед тем как идти на
штурм, посылает проклятия Целомудренности. Наконец наступает час битвы: Гений
бросает зажженную свечу на крепостную стену, Венера бросает на нее свой факел.
Стыд и Страх побеждены и обращаются в бегство. Благосклонный Прием позволяет
юноше приблизиться к прекрасной Розе, он срывает ее и — просыпается.
В. В. Рынкевич