Абдаллах ибн Фарадж XV в.
Книга моего деда Коркута - Поэтическая эпопея (1482)
Первая поэма. ПЕСНЬ О БУГАЧ-ХАНЕ, СЫНЕ ДИРСЕ-ХАНА
Байындыр-хан по давно установившейся среди огузов традиции устроил пир для
беков. При этом он приказал поставить белые шатры для тех, у кого есть сыновья,
красные для тех, у кого нет сыновей, но есть дочь, и черные шатры для бездетных
беков. Чтобы сильнее унизить последних, он велел подавать им пищу из мяса
черного барана и посадить их на черный войлок.
Так поступили с видным беком Дирсе-ханом, который прибыл со своей дружиной на
церемонию. Он в гневе покинул ставку Байындыр-хана. Дома по совету жены
Дирсе-хан устроил пир, накормил голодающих, раздал щедрую милостыню, вымаливая
таким образом у Бога сына. У него родился сын, которого стали воспитывать так,
как было принято у знати. В пятнадцатилетнем возрасте, играя со своими
сверстниками, он вдруг увидел свирепого ханского быка, которого вели на площадь.
Его товарищи бросили игру и спрятались. Но смелый юноша ударом кулака заставил
отступить бросившегося на него разъяренного быка, а затем отрезал ему голову.
При бурном восторге огузских беков Коркут нарек его именем Бугач (Бык). По
огузской традиции отец выделил сыну наследство и дал ему бекство. Однако
дружинники Дирсе-хана, завидуя смелости юноши и власти, которой он достиг,
начали плести вокруг него интриги. Кончилось тем, что Дирсе-хан на охоте
смертельно ранил своего Бугача. Мать с трепетом ждала возвращения сына из
первого выезда на охоту; готовилась даже, по обычаю огузов, устроить пир по
этому случаю. Встретив одного лишь мужа, она бросилась к нему с расспросами и
упреками. Не получив ответа, она взяла своих сорок девушек-воительниц и
отправилась искать сына,
Юноша лежал в крови, еле отгоняя от себя стервятников. Появился Хызыр и
предупредил его, что лекарством от ран может быть сок горных цветов, смешанный с
молоком матери, и тут же исчез. Приехала мать, увезла сына, вылечила, но все это
держала в тайне от мужа. Юноша окончательно выздоровел. Тем временем сорок
дружинников Дирсе решили покончить с самим ханом: сговорились связать его и
передать в руки врагов. Узнав об этом, жена хана обратилась к сыну, рассказала
ему о случившемся и попросила выручить отца. Бугач отправился один навстречу
злоумышленникам и настиг их на стоянке. Дирсе-хан не узнал сына, попросил у
изменников разрешения вступить в бой с юношей, с тем чтобы в случае победы они
освободили его. Те согласились. Но юноша вступил в бой с сорока изменниками,
часть из них убил, часть взял в плен, а отца освободил. Бугач-хан получил
бекство от Байындыр-хана, а Коркут сложил о нем поэму-огузнаме.
Третья поэма. ПЕСНЬ О БАМСЫ-БЕЙРЕКЕ, СЫНЕ КАМ-БУРЫ
Увидев сыновей беков, несущих службу на приеме у Байындыр-хана, Кам-Бура-бек
сильно загрустил: ведь у него не было сына. Присутствующие на пиру помолились
Богу, чтобы он ниспослал ему сына. Тут же другой бек сказал о своем желании
иметь дочь. Беки помолились и за него. При этом оба бека условились поженить
своих будущих детей. И вот у Кам-Бура родился сын, которого назвали
Бамсы-Бейрек.
Мальчик быстро рос и мужал. В пятнадцать лет он стал богатырем, Однажды со
своими сверстниками он отправился на охоту. К нему обратились купцы с жалобой на
разбойников. Юноша разгромил отряд разбойников и вернул купцам товары.
Примечательно в этом эпизоде то, что юноша, проявив геройство, обрел право на
инициацию по древнейшему обычаю огузов.
Охотясь в другой раз, Бамсы-Бейрек заметил в степи шатры, которые принадлежали
помолвленной с ним сверстнице. Деде-Коркут был послан сватом. Сыграли свадьбу,
но в первую же брачную ночь правитель крепости Байбурд напал на ставку юноши и
увел его в плен. Семнадцать лет Бамсы-Бейрек провел в темнице. Тем временем
распустили слух о его смерти, а жену вынудили согласиться на брак с другим
молодым беком. Дав согласие, она, однако, отправила купцов на поиски мужа.
Последние смогли сообщить Бамсы-Бейреку о случившемся. Бамсы-Бейреку удалось
бежать. Недалеко от темницы он обнаружил своего коня и пустился в путь. По
дороге встретил певца, который шел на свадьбу, обменяв своего коня на
музыкальный инструмент, он пришел на свадьбу, притворившись юродивым. Своими
выходками Бейрек начал забавлять людей, а потом принял участие в состязаниях по
стрельбе из лука и вышел победителем. Его выходки понравились Казану. Последний
назначил Бейрека беком свадьбы. Пользуясь этим, Бейрек отправился на женскую
половину и потребовал, чтобы невеста станцевала для него. Увидев свой перстень
на ее пальце, он открылся жене. Свадьба расстроилась. В финале Бейрек нападает
на крепость Байбурд и освобождает тридцать девять своих соратников.
Пятая поэма. ПЕСНЬ ОБ УДАЛОМ ДУМРУЛЕ, СЫНЕ ДУХА-КОДЖИ
Некий Делю Думрул, сын Духа-коджи, построил мост над безводным руслом реки и
взимал по тридцать три деньги с тех, кто проходил по мосту, и по сорок — с тех,
кто не проходил по нему. Он похвалялся, что нет и не было человека, равного ему
по силе. Однажды у моста остановилось кочевье. И был среди пришельцев больной
джигит, который вскоре скончался. Поднялся плач по нему. Прискакал к кочевью
Делю Думрул и спросил, кто убийца джигита. Узнав, что юношу лишил жизни
«краснокрылый Азраил», он расспросил о нем и потребовал от Бога, чтобы тот
послал к нему Азраила помериться с ним силой. Он хотел наказать его так, чтобы
тот больше не осмеливался лишать молодых людей жизни.
Богу не понравилась дерзость Делю Думрула, и он приказал Азраилу отнять у Делю
жизнь. Как-то Делю Думрул сидел со своими сорока джигитами и распивал вино.
Вдруг появился Азраил. Вне себя от ярости, бек заорал на него, вопрошая, как это
он, такой безобразный, явился к нему без предупреждения. Узнав, что перед ним
Азраил, Делю Думрул приказал запереть двери и бросился на него с мечом. Азраил,
превратившись в голубя, выпорхнул в окошко. Это еще больше распалило Делю
Думрула. Он взял своего орла и поскакал за Азраилом. Убив пару голубей, он
вернулся домой. И здесь перед ним вновь предстал Азраил. Испуганный конь свалил
своего седока. Тут же Азраил сел Делю на грудь и готов был лишить его жизни. На
мольбу Делю Думрула пощадить его Азраил ответил, что он всего лишь посланник
всемогущего Бога, только Бог дарует и отбирает жизнь. И это было откровением для
Делю Думрула. Он попросил Бога сохранить ему жизнь за то, что покорился. Бог
велел Азраилу оставить его в живых, однако взамен потребовал жизнь кого-то
другого. Делю Думрул отправился к своим престарелым родителям с просьбой, чтобы
кто-либо из них пожертвовал собой за него. Родители не согласились. Тогда Делю
Думрул попросил Азраила выполнить последнее его желание: зайти с ним к его жене,
чтобы отдать распоряжения перед смертью. Прощаясь с женой, Делю Думрул велел ей
выйти замуж, чтобы дети не росли без отца. Жена готова была отдать жизнь за
него. Бог, однако, не принял ее душу, а велел Азраилу лишить жизни родителей
Делю Думрула, верным же супругам обещал по сто сорок лет жизни.
Шестая поэма. ПЕСНЬ О КАН-ТУРАЛЫ, СЫНЕ КАНГЛЫ-КОДЖИ
В век огузов жил мудрый муж по имени Канглы-коджа. Задумал он женить своего сына
Кан-Туралы, а тот предъявил необычные требования к невесте: она должна вставать
с постели раньше, чем муж, седлать коня и садиться на него раньше, чем муж, и
прежде чем муж нападет на гяуров, она должна напасть на них и принести их
головы. Канглы-коджа предложил сыну самому искать себе невесту. Юноша объездил
весь огузский мир, но тщетно: он не обнаружил невесты по своему вкусу. Тогда на
поиски отправился его отец вместе со старейшинами, и тоже безрезультатно. И вот
старики решили отправиться в Трапезунд, у правителя которого была красавица дочь
богатырского сложения, способная натянуть двойной лук. Отец девушки объявил, что
выдаст дочь за того, кто сумеет одолеть трех зверей: льва, черного быка и
черного верблюда.
Услышав о таких страшных условиях, Канглы-коджа решил все это рассказать сыну.
«Если он найдет в себе достаточно мужества, то пусть претендует на руку девушки,
если нет, то пусть удовлетворится девушкой из огузов», — подумал он.
Кан-Туралы не испугали эти условия. В сопровождении сорока соратников он
отправился в Трапезунд и был принят с почестями. Юноша победил зверей. Сыграли
свадьбу, но жених решил немедленно вернуться домой и сыграть свадьбу по своим
обычаям и только тогда соединиться с возлюбленной.
По дороге домой Кан-Туралы решил отдохнуть. Выбрали подходящее место. Юноша
заснул. Сельджан-хатун, невеста Кан-Туралы, опасаясь коварства со стороны отца,
надела на себя доспехи и стала наблюдать за дорогой, пока жених спал. Ее
опасения оправдались. Правитель Трапезунда решил вернуть обратно свою дочь и
отправил большой отряд следом за Кан-Туралы. Сельджан-хатун быстро разбудила
жениха, и они вступили в бой, во время которого она потеряла Кан-Туралы из виду.
Девушка нашла его пешего и раненного в глаз. Запекшаяся кровь ослепила его. Они
вдвоем бросились на гяуров и истребили всех. По окончании боя Сельджан-хатун
посадила на коня раненого жениха и отправилась в дальнейший путь. По дороге
Кан-Туралы, боясь опозорить себя тем, что спасся благодаря помощи женщины, решил
расправиться с Сельджан-хатун. Она, обиженная нападением жениха, приняла бой и
чуть не убила его. Затем состоялось примирение. Кан-Туралы понял, что нашел
такую девушку, которую хотел. Снова сыграли свадьбу.
Восьмая поэма. ПЕСНЬ О ТОМ, КАК БАСАТ УБИЛ ДЕПЕГЕЗА
Однажды враг напал на огузов. Становище откочевало. В суматохе был обронен
младенец Аруз-коджи. Его подобрала львица и вскормила. Через некоторое время
огузы вернулись на свою стоянку. Табунщик сообщил, что ежедневно из камышовых
зарослей появляется какое-то существо, которое ходит, как человек, поражает
коней и сосет кровь. Аруз узнал в нем своего пропавшего сына, взял его домой, но
он то и дело уходил в логово льва. Наконец Деде-Коркут внушил ему, что он
человек и ему следует быть с людьми, ездить на скакунах, и дал ему имя Басат.
В другой раз, когда огузы откочевали на летовку, пастух Аруза встретил у
источника нескольких пери, поймал одну из них, сошелся с ней, после чего пери
улетела, сообщив пастуху, чтобы тот через год пришел и забрал у нее свой
«залог». Через год, когда огузы снова прикочевали на летовку, пастух обнаружил у
того источника яркую блестящую кучу. Прилетела пери, позвала пастуха, передала
ему его «залог» и прибавила: «Ты на огузов навлек гибель».
Пастух стал кидать в кучу камни. Но с каждым ударом она росла. У источника
появились огузские беки во главе с Байындыр-ханом. Джигиты начали бить по куче.
Но она все росла. Наконец Аруз-коджа коснулся ее шпорами, она лопнула, и из нее
вышел мальчик с одним глазом на голове. Аруз взял этого мальчика, принес к себе
домой. Пригласили нескольких кормилиц, но всех он погубил: «Раз потянул грудь,
взял все молоко, до капли; другой раз потянул, взял у нее всю кровь;
третий раз потянул, взял ее душу». Тогда стали кормить его овечьим молоком. Он
рос быстро и стал нападать на детей. Как Аруз ни наказывал его, ничего не
помогало. Наконец выгнали Депегеза из дому.
Появилась мать-пери, надела ему на палец перстень. Вышел Депегез за пределы
огузского стана, поднялся на высокую гору и сделался разбойником. Он нападал на
стада, на людей и всех пожирал. Никто не мог сравниться с ним. Все видные
огузские беки, в том числе и всемогущий Казан, потерпели от него поражение.
Тогда решили отправить к нему Деде-Коркута для переговоров. Депегез потребовал
по шестьдесят человек ежедневно на съедение. Сошлись на том, что огузы будут
давать ему по два человека и по пятьсот баранов в день и приставят к нему двух
поваров, которые будут готовить ему пищу. Огузы отбирали людей поочередно из
каждой семьи. У одной старухи было два сына. Одного забрали, когда же очередь
дошла до второго, она взмолилась. Посоветовали ей обратиться к Басату, сыну
Аруз-коджи, который славился как богатырь. Басат согласился вступить в
единоборство с людоедом, но при первой же попытке сразиться с ним был схвачен,
заключен в пещеру и передан в руки поваров. Когда людоед спал, повара указали на
единственное его уязвимое место — глаз. Басат накалил вертел и ослепил им
Депегеза. Разъяренный людоед, чтобы поймать и наказать врага, встал у входа
пещеры; выпуская баранов, он проверял каждого из них, но Басату удалось
выбраться из пещеры в шкуре барана. Депегез еще трижды пытался побороть врага
(посредством волшебного перстня, заколдованного купола, в который он помещал
Басата, и волшебного меча), но тщетно. Наконец Басат убил людоеда его же
волшебным мечом.
X. Г. Кероглы