Старшая Эдда (Eddadigte) вторая половина XIII в. - Сборник
древнеисландских песен
Песни о богах
Песнь о Хюмире
Раз боги с охоты возвращаются с добычей и пир затевают, и котла не хватает им. И
вот бог Тюр по дружбе Тору, Одина сыну, совет дает добрый: «Живет на востоке...
Хюмир премудрый» и хранит он «котлище великий, с версту глубиной».
И вот Тюр и Тор в путь отправляются и, прибыв к месту, козлов своих в стойло
ставят, а сами в палаты идут.
Вот появляется Хюмир в палатах, и гости навстречу выходят ему. Хюмир же балку
ломает, котлы с нее — счетом восемь — падают, и один только цел остается. Затем
трех быков круторогих на стол подают, а Тор целых двух съедает.
Наутро в море идет вместе с Хюмиром Тор, удилища взяв. Насаживает на крючок
Тор-победитель голову бычью, в воду забрасывает, а змей, что мир людской
опоясал, пасть разевает и заглатывает наживку. Тащит Тор его смело и начинает
колотить его, отчего ревет змей и на дно вновь уходит. Хюмир же двух китов, этих
вепрей прибоя, поймал, и вот уже к берегу правят они. На берегу же, силу Тора
проверить желая, приказывает ему Хюмир китов до двора донести.
Доносит Тор китов. Но и этого мало Хюмиру, чтоб силу Тора проверить. Просит он
его кубок разбить, и Тор с силой в каменный столб кубок мечет, «...раздроблен
был камень кубком на части, но без трещин кубок вернулся к Хюмиру». Тут совет
вспоминает Тор: надо в голову Хюмира, ётуна-великана, кубок метнуть, ибо череп
его крепче камня. И правда, о голову Хюмира разбивается кубок. Согласен тут
великан котел свой отдать, но условием ставит, чтобы искатели котла сами, без
чьей-либо помощи, унесли его. Тюр даже сдвинуть котел не может, Тор же берется
за край котла, на голову его надевает и идет, бренча о пятки котельными
кольцами.
Недалеко отъезжают они, как, обернувшись, видят, что с Хюмиром вместе идет за
ними «войско могучее многоголовых». Тогда Тор, сбросив котел, поднимает молот
свой Мьёлльнир и всех убивает.
К асам-богам Тор возвращается с котлом, «и асы теперь каждую зиму досыта пили
пиво».
Песнь о Трюме
Тор ото сна встает разъяренный и видит, что молот Мьёлльнир пропал у него. Локи,
хитрому богу, говорит он о пропаже своей, а потом идут они к дому Фрейи и просят
наряд ее из перьев, чтобы молот сыскать. Дает наряд Фрейя, и шумит перьями Локи,
улетая из края асов-богов в край, где живут ётуны-великаны.
Трюм-великан сидит на кургане и из золота плетет ошейник» псам. Видит он Локи и
спрашивает его, зачем он в Ётунхейм прибыл. А Локи в ответ ему, не он ли
Хлорриди-Тора молот запрятал? Трюм отвечает, что он молот запрятал и отдаст его
только тогда, когда в жены ему Фрейю прекрасную отдадут.
Летит Локи обратно и Тору все говорит. Тогда идут они оба к Фрейе, просят ее
наряд надеть брачный и с ними вместе в Ётунхейм ехать. Но Фрейя отказывается
наотрез.
Тогда боги-асы на тинг собираются — думают, как им молот Тора вернуть. И решают
брачный наряд на Тора надеть: пышным убором голову накрыть, а грудь украсить
ожерельем Брисингов-карликов. Локи ж служанкой Тора в Ётунхейм соглашается
ехать. Завидев их, Трюм говорит, чтоб столы застилали для пира. На пиру Трюм
желает невесту поцеловать, но, откинув покров, видит, что сверкают глаза у нее и
«пламя из них ярое пышет». Служанка разумная на то отвечает, что «восемь ночей
без сна была Фрейя», так торопилась она в край великанов приехать. И вот в
нетерпении Трюм, ётунов конунг, приказывает Мьёлльнир нести и на колени невесте
его положить, чтобы скорей союз их с ней заключить. Хлорриди-Тор радостно молот
могучий хватает и род исполинов весь, вместе с Трюмом, истребляет. «Так Тор
завладел молотом снова».